Концепт проекта

Тупик нынешнего общества и постановка задачи выхода из него

Современное общество — это общество жестокого и бескомпромиссного социального отчуждения. Это общество, где фактически остановлено развитие. Это общество, где бесценный интеллектуальный потенциал людей используется в минимальной степени и отнюдь не на благо всех, не на благо цивилизации в целом.

Нынешнее общество жестко разделено на меньшинство, имеющее все мыслимые инструменты могущества, и огромные массы людей, заведомо лишенных каких бы то ни было перспектив. И это большинство является фактически «топливом» для тех, кто сконцентрировал в своих руках созданные его трудом, но отчужденные у него блага, для тех, кто олицетворяет цивилизацию, кто присвоил себе право решать судьбы всех людей и говорить от их имени.

Этот путь — путь деградации и гибели разума. И перед всеми, для кого очевидна эта истина, встает задача провозгласить это открыто и воззвать к объединению — ради того, чтобы общество, отринув это отчуждение, взошло на новый уровень бытия. Туда, где все люди имеют полные права и возможности, где все без исключения являются носителями исторической субъектности и творцами истории, а не бессловесными орудиями в руках верхушки. Где в максимально возможной степени востребован творческий потенциал каждого человека.

Наглядной иллюстрацией процесса возможного разрешения этого острейшего социального противоречия современности — и одновременно кличем для сбора единомышленников — может и должен стать, в том числе, продукт художественного творчества. Задача киноэкранизации литературного произведения, которое максимально глубоко и остро это противоречие осветило, является на сегодняшний день важнейшей и актуальной.

Это произведение — роман «Час Быка» советского ученого-палеонтолога, классика отечественной научной фантастики Ивана Антоновича Ефремова.

Актуальность «Часа Быка»

Важность романа, его актуальность, хотя он и был написан в 1960-х годах, сложно переоценить. Это — роман-пророчество, роман-предупреждение. На его страницах разворачивается противостояние двух общественных систем. Сам его автор жил и творил в эпоху, вошедшую в историю как борьба во всемирном масштабе традиционного классового общества, капитализма, и зародившейся новой, социалистической, формации, в рамках которой провозглашена цель построения бесклассового общества — коммунизма. Сейчас на первый взгляд может показаться, что это противостояние ушло в прошлое вместе с падением СССР. Но это не так. Ключевое противостояние XX века — не что иное как конкретное отражение, проекция более общего и фундаментального противостояния — между двумя непримиримо противоположными типами общества. Между обществом, где свобода жизни, познания и творчества есть у всех без исключения людей, и обществом, где одни разумные люди, невзирая на наличие у них уникального потенциала разума, служат всего лишь «топливом» для реализации эгоистических деструктивных устремлений других.

В своих произведениях Ефремов описал далекое будущее. Под светлым обществом, к которому следует стремиться, он понимал общество свободы и познания, где у каждого человека есть неотчуждаемые возможности для развития, где могучие средства производства в равной степени сообща, коллективно принадлежат всем и работают на благо всех. Под обществом-антиподом, темным обществом, он понимал то, что, согласно его представлению, является закономерным вырождением современного капитализма в тоталитарный «олигархический государственный капитализм».

Современная киноиндустрия и социальная миссия проекта

Касаясь современного состояния киноиндустрии, нельзя не отметить, что сегодня основой большинства коммерческих фильмов и телепередач стали мировоззренческий цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя. Кино, телевидение, медиа, как орудия крупного калибра, из всех своих стволов беспощадно палят по самым фундаментальным основам человечности, уничтожая все самое дорогое, хрупкое и ценное. Именно такое транслирует большая часть кинотеатров, кинофестивалей, телевизионных каналов.

В кумирах, звездах кино- и телеэфира оказываются, как правило, именно те, кто наиболее радикально и сознательно отрицают совесть как предрассудок, а мораль и хороший вкус как пережиток. Насаждается культ эгоизма, силы, жадности, индивидуального успеха любой ценой и непременно за счет других, грызни за «место под солнцем», за ранг в социальной иерархии.

То, что будет завтра, во многом зависит от нас. Пора всем осознать, что экранное искусство — духовно-стратегическое оружие в руках людей. Именно поэтому по инициативе тех, для кого небезразлично будущее, на экраны должны выйти картины, показывающие внутренний мир человека, демонстрирующие борьбу характеров, путь к самосовершенствованию, тонкие движения человеческой души. Показывающие человечность во всех ее проявлениях и стремление к обществу, где она положена во главу угла.

Кино может и должно служить людям, просвещать, давать ответы человеку на актуальные вызовы времени. Поэтому со всей очевидностью востребованы картины о человеке и для человека, созданные, исходя из высших, человечных ценностей с использованием современных технологий и с участием артистов — воспитанников лучшей в мире отечественной актерской школы.

Востребовано кино, способное внести коррективы в общественное сознание, изменить мировоззрение людей, привить им идею, что иной мир в принципе возможен, показать видение этого мира и путь к нему из «инфернального» общества, напоминающего наше нынешнее — путь через массовое обретение человечности.

Востребовано кино, которое являет собой образец альтернативной, высокой культуры — в противовес тому, что навязывается сейчас.

Востребовано кино, показывающее, что у мрачного будущего есть альтернатива — то есть будущее может быть светлым, что оно возможно и достижимо.

Востребовано кино, показывающее, каким должно быть общество этого альтернативного будущего, дающее его наглядный человечный образ и формулирующее его ключевые идеи и основы.

Востребовано кино, показывающее людей, не похожих на современных, людей этого человечного будущего — с особым мировоззрением, с совестью, которую следует понимать как нацеленность на общее благо, а не на благо лишь себя, своей семьи и своей группы влияния. Людей, которые выросли в свободном обществе равных возможностей.

В условиях, когда у большинства подавлена воля и навязана иллюзия, что свободы выбора нет, крайне важно наглядно показать, что свобода выбора и воли есть всегда, в каждый момент жизни, и что всё в руках людей.

Проект по созданию такого кино должен стать одновременно и точкой сбора, объединения новых просвещенных, преисполненных высокими целями людей, настроенных на соответствующие социальные перемены — сторонников прогресса, разума, добра, гуманизма, готовых вместе выбираться из нынешней социальной трясины.

Высший смысл проекта — дать идеал, цель тем, кто захочет и сможет что-то улучшить в общественном устройстве, чтобы эти люди понимали, за что, за какой конкретно новый мир и новых людей следует бороться и идти на жертвы.

В проекте экранизации романа «Час Быка» объединились люди во имя будущего, во имя развития, во имя перехода человечества из эпохи его предыстории в эпоху его подлинной, космической истории. Те, кто выступает за светлый образ космического будущего цивилизации землян в кинофантастике. За продвижение в кинематографе идей всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития человека и общества. За гуманистическое, высоконравственное и высококультурное освоение космического пространства, где нет места захватническим звездным войнам, несправедливости, насилию, элитаризму, губительной конкуренции. За кинофантастику, в которой нет устоявшихся зарубежных шаблонов. За фильмы, которые дают надежду, вдохновляют на учебу, труд, развитие и подвиг во имя светлого, космического будущего. За то, чтобы нравственность стала мерой для сценаристов, режиссеров, актеров и других деятелей кино. За то, чтобы фантастика в российском кино стала научной, опирающейся на перспективные научные разработки и футурологические прогнозы, а не фантазирование.

Успешная, правильная, адекватная экранизация романа немыслима без постоянного неразрывного союза, тесного сотрудничества на каждом шаге, профессиональных кинематографистов с исследователями и творцами, понимающими глубинную суть как «Часа Быка», так и иных произведений мира Ефремова как мира победившей человечности.

Мы решили сделать этот фильм вместе, так как действуем по принципу — если никто за нас это не делает и не сделает, то за дело беремся мы.

Человечность как главная цель

«Добро пожаловать в Человечность!» — наш ключевой девиз. Под ней мы понимаем взаимоуважение, жизнь по совести, разумное самоограничение, разумное хозяйское отношение ко всему вокруг, отношение не собственника, а сознательной части человечества.

Мир Человечности — это такой мир, где на первом месте — всеобщий интерес и всеобщее дело, где каждому человеку гарантированы ресурсы, необходимые для достойной жизни, продолжения рода и полного развития его творческого потенциала на благо общества.

Это такой мир, где нет грызни между отдельными людьми, группами той или иной численности за ограниченные ресурсы.

Это такой мир, где ни у кого нет ни реальной, ни потенциальной возможности ограничивать возможности и свободу одних людей в эгоистических интересах других.

Это такой мир, где все решает объединенный разум всех людей, а не животные инстинкты — тем более инстинкт иерархического доминирования, наиболее пагубный для дальнейшего восхождения социума.

Это мир, где полноправными, хозяевами, бенефициарами являются в равной степени приоритетности все без исключения люди — ради совместного умножения свободы и могущества разумной цивилизации, и расширения ее рубежей.

Фундаментальная суть романа «Час Быка»

В чем стержневая суть «Часа Быка»? Из чего крайне важно исходить, прежде чем приступать к его экранизации?
Основной конфликт как романа, так и создаваемого по нему фильма, — это бескомпромиссное противостояние двух цивилизаций, выбравших диаметрально противоположные принципы построения общества. И разрешение этого основного конфликта — есть не что иное как восхождение из социального ада, путь к формированию космического разумного человечества.

Любой отдельно взятый человек как носитель разума заключает в себе неотчуждаемый потенциал самой высшей, самой квалифицированной деятельности — а именно творчества, познания, создания принципиально нового. Наиболее продуктивна и эффективна из всех возможных именно такая деятельность, именно за счет нее осуществляется развитие и восхождение. И чем больше людей, по сути, бесценных носителей разума, имеют возможность заниматься именно этим, чем меньше людей вынуждены, вопреки своему исходному уникальному данному от природы потенциалу, выполнять, нетворческую, неблагодарную, отчужденную, направленную на обеспечение бессмысленной конкуренции, но на определенной стадии развития общества всё же необходимую, работу по «черновому» обеспечению системы познания и творчества, тем в большем выигрыше находится сообщество разумных существ в целом, тем рациональнее используется потенциал всей цивилизации.

Взору читателя и зрителя предлагается наглядное сравнение двух принципиально разных, диаметрально противоположных подходов к построению общества, вытекающих из этого противоречия. Противоречия, заключающегося в том, что для цивилизации выгодно максимальное раскрытие творческого потенциала как можно большего числа людей, но в то же время для этого требуется, чтобы кто-то (или что-то) выполнял «обеспечивающие» «черновые» функции.

В первой цивилизации это противоречие разрешили так, что к полноправному выполнению ее миссии привлечены все люди без исключения — так, что каждый человек по максимуму использует свой природный потенциал как разумного творческого существа. А «черновую» работу выполняют в основном либо неодушевленные средства производства, либо на временной основе, добровольно, те же люди, которые в любом случае уже имеют подготовку к выполнению миссии самой высшей квалификации и могут в любой момент сменить, без ущерба для своего личностного развития, род деятельности. Соответственно, необходимые для жизни и личностного развития блага и возможности доступны всем людям в равной степени.

Таким образом, в обществе первого типа все без исключения вовлечены в максимальной степени в общую миссию познания, разумного преобразования мира, расширения его рубежей.

Вторая цивилизация взяла за основу противоположный принцип. Упомянутое выше противоречие разрешили так, что полноправными субъектами миссии, которые представляют цивилизацию, является лишь ничтожное меньшинство, а остальные люди представляют собой лишь «субстрат», который своим отчужденным черновым трудом обеспечивает деятельность верхушки по определению целей. Практически все жизненные блага и все возможности жестко отчуждаются от подавляющего большинства и за счет этого в максимальной степени концентрируются в руках «высших» — так, что только им, немногим, обладающим практически неограниченным могуществом, дозволено говорить от имени всех, только они принимают все решения, касающиеся всей цивилизации. Общество жестко разделено на социальные группы, переход между которыми фактически невозможен. Подавляющее большинство людей, которые все по изначальной природе своей могли бы успешно выполнять самые «высшие» функции, на самом деле вынуждены заниматься отчужденным трудом, без каких-либо прав, находясь постоянно под дамокловым мечом расправы. Умственные, творческие способности, жизненная воля большинства искусственно, целенаправленно ограничивается, стреноживается. Более того — все те, кто выполняет самую неквалифицированную работу, вообще обязаны завершать свою жизнь в ранней молодости. Процветает ожесточенная конкуренция за более выгодную социальную позицию, где можно решать судьбы других. Власть имущие целенаправленно провоцируют вражду между отдельными социальными группами.

Таким образом, в обществе второго типа и речи нет о том, чтобы использовать в полной мере природный творческий потенциал подавляющего большинства людей, вместо этого основная масса населения искусственно превращена, по сути, в «говорящие орудия» ради того, чтобы «высшие» жили в вызывающей роскоши и оставались полновластными властителями судеб всех остальных людей.

Читатель и зритель максимально наглядно видит, к чему в результате привел как тот, так и иной выбор.

Первая цивилизация олицетворяет благосостояние для всех, она постоянно и поступательно развивается и расширяет свои рубежи, она вступает в общение с товарищами по разуму в иных звездных системах, и на этом пути у земного человечества нет абсолютно никаких преград. Это самое настоящее царство свободы — свободы в интересах каждого, в интересах цивилизации в целом и ее миссии.

Вторая цивилизация застыла в своем развитии — не только социальном, но и научном, технологическом. Она не общается с другими цивилизациями, она безнадежно «закуклилась» в ограниченном пространстве своей планеты, и очевидно, что такой кокон является крайне хрупкой и ненадежной скорлупой. В ней подавляющее большинство людей лишено самого необходимого для жизни. В ней господствует практика тотального ограничения знаний. Она претерпела опустошительные войны и голод, истребление и вымирание девяти десятых населения. Это — царство тотальной несвободы сверху донизу, царство жесточайшего отчуждения, в терминологии Ефремова — «инферно».

Произведение посвящено именно разрешению конфликта между этими двумя мирами. Своим наглядным примером земляне ведут на разрушение мира инферно наиболее передовые ряды тормансиан — тех, кто начинает задумываться об альтернативе, о перспективах, о невозможности существования так, как сейчас.

Причем, что принципиально, этот, по сути, революционный процесс осуществляется не столько силой оружия, сколько силой разума — через объединение носителей иных ценностей, через трудное, но крайне важное и необходимое переосмысление всеми участниками фундаментальных основ социального бытия. Показательно, что шанс пройти это переосмысление земляне дают представителям всех социальных слоев, но понимание встречают, причем не сразу, только у эксплуатируемых. Элита же, заинтересованная в вековечном сохранении существующих порядков, закостенела и в таком бытии, и свое сознание не намерена изменять.

Основные посылы произведения, вытекающие из основного конфликта и путей его разрешения, таковы.
Каждый человек — носитель неотчуждаемого разума, способности познавать и творить. Он сам по себе — самое трудное и сложное существо во Вселенной, вершина эволюции мироздания, имеющей инфернальную предысторию.

Соответственно, именно человек должен находиться в центре цивилизации, быть краеугольным камнем ее системы ценностей, источником целеполагания. И не просто человек — а каждый человек. Соответственно, всем людям для жизни, для поддержания способности к максимально высококвалифицированной деятельности должны предоставляться все необходимые блага — чтобы все эти люди, раскрепощенные для высшей, наиболее полезной и продуктивной миссии, также в ответ отдавали всем и каждому, обществу в целом максимум возможного.

Бесперспективно и преступно разделение общества на тех, в чьих руках сосредоточено все могущество, и тех, кто лично лишен всего, и прежде всего лишен возможности в полной мере, без отчуждения, реализовать собственный природный творческий потенциал ради всех, ради цивилизации в целом, ради торжества разума во Вселенной.

Бесперспективно и преступно лишать кого бы то ни было из мыслящих существ доступа к знаниям, к интеллектуальному богатству, которое за огромный период времени накопил, наработал разум как на родной планете, так и в бескрайнем космосе.

Бесперспективно и преступно культивировать вражду между различными социальными группами, вражду между отдельными людьми на основе конкуренции за возможность присваивать жизненные ресурсы и решать в свою пользу судьбы других.

Все люди, вне зависимости от изначального происхождения, жизненных обстоятельств имеют неотчуждаемый потенциал к познанию и творчеству, и подавлять его бесперспективно и преступно.
Именно донесение до зрителя этих посылов — через реплики, через диалоги и споры, через действия, через наглядные образы — донесение в рамках целостной системы, во взаимосвязи, и должно составлять основу, стержень фильма.
Это — ни в коей мере не яркий «экшн» в стиле «Чип и Дейл спешат на помощь». Это — донесение до зрителя в наглядной, художественной форме выстраданных ценностей, норм и фундаментальных принципов, жизненно необходимых для дальнейшего развития остановившегося в своем развитии разумного человечества, его перехода на качественно новую ступень. Причем донесение в противоречии, в конфликте с противоположными ценностями, нормами и принципами, которые олицетворяет инфернальное общество Торманса. Хотя, следует заметить, — всего того, что касается яркости, зрелищности и динамичности, в оригинальном произведении более чем достаточно — само по себе, без дополнительных модификаций сюжета.

Все это отражено — причем отражено именно как единая, целостная система — в оригинальном произведении. Соответственно, именно по роману — в том смысле, что по этим ценностям, по этому конфликту — и следует снимать фильм. Технические детали и образы, не грозящие ущербом изложению сказанного, могут быть модифицированы, «осовременены» — но сама эта основа должна быть сохранена безусловно.
Вопрос, кому адресован фильм, в данном случае не так прост, как в традиционном кинобизнесе. Здесь вообще принципиально невозможно вычленить конкретный типаж «адресата», поскольку у этого фильма особая миссия.

А именно.
Показать, что мир, основанный на иных принципах, нежели нынешний, застывший в своем развитии, возможен, и проложить в сознании людей путь к такому новому миру.

Показать максимально наглядно, что для дальнейшего развития общество должно воспринять совершенно другие ценности и переродиться, причем найти силы и ресурсы для этого перерождения в своих же недрах.

Послужить идейным «маяком», вокруг которого практически стали бы концентрироваться, объединяться те, кто воспринял бы показанные в фильме ценности и принципы.
Соответственно, целевая аудитория фильма — те, кто потенциально способен задуматься над тем, что «мы живем не так», кто потенциально согласен с тем, что настала пора преобразовать общество в его фундаментальной основе. И не просто задуматься и согласиться, а воспринять этот посыл и в дальнейшем действовать на его основе — в союзе с такими же людьми.

Если говорить о возрасте большинства представителей целевой аудитории, то это скорее те, перед кем лежит сейчас большая часть деятельной жизни. Вопрос образования, пола, социального статуса, профессиональной среды, как представляется, на самом деле не столь очевиден и однозначен.
Если говорить о численности целевой аудитории, то их может быть и не более десяти миллионов человек на всей планете, но в руках именно этих людей — потенциал изменить жизнь на Земле.

Это — не обычный коммерческий фильм. Это — мировоззренческое произведение.

Принципиально недопустимо при создании фильма подстраиваться под текущие запросы «массовой культуры».

Напротив, необходимо стараться поднять людей над тем ментальным, ценностным, этическим и эстетическим уровнем, на котором они сейчас находятся.

Этот фильм должен быть ценен не только сейчас, в данный момент, но он должен фактически, без преувеличения, стать классикой жанра. Его нужно снять так, чтобы он сохранял свою как мировоззренческую, так и художественную значимость и через продолжительный отрезок времени — тогда, когда общество, как мы все надеемся и прилагаем к этому усилия, выйдет, наконец, из нынешнего инферно и поднимется на новую ступень своего бытия.

Наш проект должен стать образцовым в плане открытости, прозрачности и удобства получения информации. Мы планируем привлекать не только деньги, но и специалистов, профессионалов своего дела (администраторов соцсетей, дизайнеров, маркетологов, музыкантов, режиссёров, сценаристов, управленцев, художников и т. д).

Мы планируем снять современный кассовый фильм, но с позитивными культурными кодами. Прибыль от фильма пойдёт на создание следующих фильмов. Финансовый план и отчёты об использовании привлечённых средств будут размещены в открытом доступе.

Кроме фильма «Час Быка», в наших планах создание собственной киностудии. Мы хотим избежать больших трат на закупку оборудования, сфокусировавшись на формировании команды, творческого коллектива, главным ресурсом которого станут продукты интеллектуального и творческого труда. Наша киностудия станет «центром силы», маяком для творческих людей, которые реализуют у нас свои замыслы в русле концепции «Соединяй и здравствуй».

Добавить комментарий